Страничка Уполномоченного по правам участников образовательного процесса
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В учреждениях образования введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса на общественных началах. Основными целями и задачами Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса ДОУ являются:
-защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
-всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
-профилактика нарушений прав ребенка;
-оказание помощи родителям (законным представителям несовершеннолетних) в трудной жизненной ситуации их детей, регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
-обеспечение взаимодействия воспитанников, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников, иных участников образовательного процесса по вопросам защиты и восстановлению нарушенных прав и интересов несовершеннолетних;
-содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса ДОУ не принимаются к рассмотрению жалобы:
-по вопросам связанным с оплатой труда и поощрения членов трудового коллектива;
-на дисциплинарные взыскания;
-на организацию образовательного процесса.
В своей деятельности Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса ДОУ руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенцией ООН о правах ребенка. Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, направленным на защиту прав и интересов ребенка, Уставом ДОУ и Положением ДОУ об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса на общественных началах.
Уполономоченный по правам человека в Российской Федерации
Владимир Петрович Лукин
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Павел Николаевич Астахов
Официальный сайт: http://www.rfdeti.ru/
Адрес: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1
Телефон: +7 (499) 2517740
Факс: +7 (495) 2217066
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса
МДОУ детский сад № 26 «Ягодка»
Квасова Наталья Владимировна - воспитатель
Уважаемые родители!
Это важно и полезно для вас :
1.Конвенция о правах ребенка.
2.Закон об основных гарантиях прав ребенка.
3. Права ребенка в стихах и картинках.
4.ПОЛОЖЕНИЕ об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении ДОУ №19 «Березка»
5.План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
Консультация
«Безопасность ребёнка в детском саду и дома».
(По материалам ОГ Лопатиной старшего научного сотрудника Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Москва.
№1 –2003г. «Управление ДОУ».)
К сожалению многие взрослые не знают о юридических правах ребёнка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение, как перед ребенком так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечения здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с детьми. Закон РФ « О защите прав детей гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое, психологическое насилие над ними запрещены». Закон РФ «Об образовании также утверждает право детей обучающихся в общеобразовательных учреждениях, «на уважение человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника». Понятие «жестокое обращение с ребенком»меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает - это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.
Различают четыре вида жестокого обращения:
• Физическое;
• Сексуальное;
• Психологическое(эмоциональное);
• Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
Каков возраст детей, которые могут подвергнуться подобной опасности? Как это ни ужасно – от 0 до совершеннолетия.
Как часто и где это может произойти с ребенком?
1. По месту. В кругу семьи – со стороны самых близких людей –матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи. Вне семьи - во дворе, на улице, в компаниях, в образовательных учреждениях, спортивных (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых.
2. По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.
Работники дошкольных учреждений вполне реально могут столкнуться с последствиями всех форм физического и психологического насилия над ребенком. Многим педагогам известно интуитивное чувство, что с ребенком что-то не так, что его неблагополучное эмоциональное состояние и поведение имеют под собой причины, находящиеся как правило в семье. Иногда это сделать непросто. Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться, скрывают свои синяки, замыкаются в себе – реже бывают агрессивны по отношению к сверстникам.
Важен ни один признак, а их сочетание.
Эмоции – низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.
Поведение – гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение(чрезмерное кокетство…)
Интеллект – задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.
Отношения со сверстниками – замкнутость, агрессивность, или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.
Физическое состояние – при интенсивных физических наказаниях и пренебрежениях ребенком, нередко наблюдается снижение веса, роста, неопрятный вид. Кроме того, могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать страх перед возможным порицанием. «А вы не будете меня ругать?».Когда такой ребенок приходит в группу, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных.»Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога. Это дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными».Кроме того, такие дети из-за не сформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками. Если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы.Педагог должен знать, что такой ребенок нуждается в ласке и внимании даже больше, чем более благополучные дети. Поэтому наказания таких детей ( тем более публичные перед всей группой), навешивание ярлыков (хулиган, драчун, чума)сделанное взрослым в сердцах необдуманное замечание еще больше отделяют их то детей и от педагога. Главное в этой ситуации- понять, что причины нежелательного поведения ребенка в группе детского сада также являются проблемой и для его семьи, и для самого ребенка. Просто такие детине умеют социально приемлимыми способами добиваться внимания и уважения со стороны взрослых и сверстников. Увы, такой опыт общения они приобрели в семье. Постарайтесь показать «трудному ребенку» примеры конструктивного общения и разрешения конфликтов, чем порицать и наказывать его.
Например, ребенок может переживать из-за того, что:
-воспитатель его часто наказывает, критикует за ошибки, поведение, особенно в присутствии других детей;
-воспитатель игнорирует, не замечает ребенка;
-дети не принимают его в игры, не хотят дружить;
-дети дразнят его, обзывают, подчеркивая его недостатки и физические изъяны.
Психологическое насилие также вредно для ребенка как и физическое. Специалисты выделяют пять видов психологического насилия:
1. Игнорирование – отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.
2. Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков.
3. Угрозы, запугивания.
4.Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для него людьми – бабушкой, отцом.
5. Развращение – поощрение саморазрушающегося поведения – употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.
Например из консультативной практики известны случаи, когда мама или бабушка угрожали ребенку 3лет, запирали его в темной ванне, били по рукам, от чего ребенок был очень замкнут и боязлив. У не были развиты познавательные интересы, детское любопытство, любознательность. Другому мальчику мама запрещала заходить в комнату к свекрови, лишив его тем самым общения с бабушкой. Мальчик тяжело переживал семейный конфликт, тем более, что папа применял физические наказания. Рисунки семьи этого мальчика были выполнены черным цветом, воспитатели жаловались на его агрессию по отношению к сверстникам.
Применяя к ребенку наказания следует помнить о некоторых разумных правилах:
1. наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
2. никаких наказаний для профилактики, «впрок»;
3. наказание не должно проводиться за счёт любви, нельзя лишать ребенка награды и заслуженной похвалы;
4. лучше не наказывать, если наказание запоздало;
5. после наказания ребёнок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
6. наказание не должно унижать человеческое достоинство ребёнка.
Нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком. Наказание должно быть понятным ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным. Причины физического и психологического насилия над детьми имеют глубокие корни и требуют очень серьезной психотерапевтической работы со всей семьей ребенка, что входит в компетенцию психолога. Педагогам следует также учитывать, что родители обычно упорно отрицают факты насилия из-за нежелания осознавать происходящее в их семье., желания скрыть осуждаемые поступки. Беседа с родителями требует такта и осторожности, так как семья и так переживает стресс.
Что же должен предпринять педагог, чтобы насилие над ребенком было прекращено?
1. Посмотреть правде в глаза, завоевать доверие ребенка, внимательно его выслушивать, не упрекать его.
2 .Поговорить с членом семьи, который жестоко обращается с ребенком, обсудить вместе с ним более педагогичные методы воспитания, попытаться разрешить конфликты в семье( посоветовать обратиться за помощью к семейному психотерапевту).
3 Если педагог испытывает затруднения, то лучше обратиться за консультацией к психологам из социальной службы.
4 В наиболее острых и тяжелых случаях принимать меры немедленно и не ждать, что ситуация разрешиться сама собой.
КОНСУЛЬТАЦИЯ. Как воспитывать девочек и мальчиков? [скачать статью]
Можно ли воспитывать без наказания? [статья 1] [статья 2]
Слезы перед детским садом [скачать статью]
Советы родителям
Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Как это лучше сделать, чтобы новое событие в жизни ребенка не стало психологической трамвай вследствие разрыва с мамой?
ВОСЕМЬ ПРАВИЛ ДОШКОЛЬНИКА
Правило №1. Обычно мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки – несколько позже, в три с половиной.
Правило №2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием. Садик – это не тюрьма и не клетка, в которую помещают кроху от безвыходности ситуации. Это – радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира.
Правило №3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание (нежелание) посещать детский сад. Прежде чем отдать малыша в садик, поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у чада положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве его посещали.
Правило №4. Подготовительный период должен начаться за долго до дня первого посещения группы детского сада. Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ним возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на его детской площадке.
Правило №5. Дети не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто – то просыпается рано, кто – то поздно; в разное время разные малыши ложатся спать, садятся за стол. Постарайтесь постепенно вводить режим, по которому живет детское учреждение.
Правило №6. Приучайте ребенка к самостоятельности. В привычной домашней обстановке малышу будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы…
Правило №7. Любя, не воспитывайте эгоиста. Малыш должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполнят его желания, а иногда и капризы, потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго.
Правило №8. В первые несколько дней малыш чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации крохе просто необходимо «выпускать пар» в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает, - это ему нужно.
Правило №2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием. Садик – это не тюрьма и не клетка, в которую помещают кроху от безвыходности ситуации. Это – радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира.
Правило №3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание (нежелание) посещать детский сад. Прежде чем отдать малыша в садик, поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у чада положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве его посещали.
Правило №4. Подготовительный период должен начаться за долго до дня первого посещения группы детского сада. Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ним возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на его детской площадке.
Правило №5. Дети не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто – то просыпается рано, кто – то поздно; в разное время разные малыши ложатся спать, садятся за стол. Постарайтесь постепенно вводить режим, по которому живет детское учреждение.
Правило №6. Приучайте ребенка к самостоятельности. В привычной домашней обстановке малышу будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы…
Правило №7. Любя, не воспитывайте эгоиста. Малыш должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполнят его желания, а иногда и капризы, потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго.
Правило №8. В первые несколько дней малыш чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации крохе просто необходимо «выпускать пар» в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает, - это ему нужно.
Какие игрушки нужны детям?
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья и любимые.
Имеются ввиду те игрушки, память о которых ребенок пронесет через всю свою жизнь, а, возможность, и подарит своим детям.
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть.
И помните, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут ещё ближе и дороже ребенку.
Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность – чувствовать тело. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы («Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо»). Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.) Основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.
Так какие же игрушки нужны детям?
Игрушки, копирующие предметы реальной жизни: кукольное семейство (семья игрушек), кукольный домик, мебель, посуда, машина, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, стиральные машины, плиты, телевизоры, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон, мелки и т.д.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, мячи, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, кегли, молотки и другие инструменты и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки и открытки, краски, пластилин, мозаика.
Как помочь ребенку научиться делиться?
Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: "Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку", часто оказываются напрасны. Взрослому стыдно, он оправдывается, уговаривает, упрекает, а то и наказывает за жадность. А действительно ли ребенок - жадина?
Жадность не является врожденным, природным качеством, она возникает вследствие неверного поведения окружающих ребенка взрослых.
Малыш эгоцентричен (до 6-7 лет это возрастная норма).
В два года отдать неизвестному мальчику в песочнице любимую машинку - все равно, что отдать часть себя (руку, ногу). Настойчивые призывы мамы отдать игрушку непонятны - может, она того ребенка любит больше?
Малыш обижен, встревожен, сердится, понимает, что он - плохой, но уже не может остановиться. Ребенок еще не научился конструктивным методам решения конфликтных ситуация, это придет с возрастом, с помощью взрослых.
Добрым и щедрым может быть человек, у которого есть чувство собственности. Он отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет доставить радость и самому порадоваться вместе в другими. Можно вымуштровать ребенка так, что он будет отдавать, потому что должен, но в этом случае он будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие между эмоциями и действием.
• Очень важен пример близких людей - мамы, папы, бабушки, старшей сестры. Если в семье принято дарить подарки друзьям, помогать родственникам, оказывать безвозмездные услуги (помощь старой бабушке-соседке), благотворительность (даже такая малая, как милостыня на улице) - ребенок будет уверен, что такое поведение не подвиг, а "обычное дело".
• Поговорите с ребенком, что из игрушек, вещей он может отдать, подарить соседскому ребенку, в бедную семью и т.д. Спросите, почему именно эту вещь он выбрал. Если Вы видите, что малышу действительно не жаль расстаться с игрушкой, он не сомневается в своем выборе, наступает время дарения. Важно, чтобы человек, которому отдали вещь, был искренне благодарен, сказал добрые слова дарителю (если это ребенок, взрослые должны помочь).
• Привлекайте ребенка к выбору подарков и к процессу вручения. Важно, чтобы подарок не оказался для Вашего ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок участвует в поздравлении, услышит слова благодарности от получателя.
• Обыгрывайте различные жизненные ситуации: день рождения мишки (приходят гости с подарками, он встречает, угощает, развлекает), кукла не хочет делиться и так далее. В процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы решения конфликтных ситуаций.
• Поговорите с ребенком, что из игрушек, вещей он может отдать, подарить соседскому ребенку, в бедную семью и т.д. Спросите, почему именно эту вещь он выбрал. Если Вы видите, что малышу действительно не жаль расстаться с игрушкой, он не сомневается в своем выборе, наступает время дарения. Важно, чтобы человек, которому отдали вещь, был искренне благодарен, сказал добрые слова дарителю (если это ребенок, взрослые должны помочь).
• Привлекайте ребенка к выбору подарков и к процессу вручения. Важно, чтобы подарок не оказался для Вашего ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок участвует в поздравлении, услышит слова благодарности от получателя.
• Обыгрывайте различные жизненные ситуации: день рождения мишки (приходят гости с подарками, он встречает, угощает, развлекает), кукла не хочет делиться и так далее. В процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы решения конфликтных ситуаций.